Зачем говорить с психологом о прошлом.

Я продолжаю рассказывать об особенностях работы терапевта в рубрике Кабинет психолога.
Для перфекциониста советы типа «будь проще», «тебе не обязательно постоянно улучшать свою работу», «в реальности это недостижимо», «у тебя нереалистичные ожидания, от которых ты сам страдаешь» хотя и правдивы, но совершенно бесполезны. Они словно каменный букет с фото к посту: цветы вижу, запаха не чувствую. Человек головой понимает, но он так не чувствует и соответственно поделать со своими чувствами и установками ничего не может.
Истоки перфекционизма — в детстве. Именно поэтому сложно контролировать себя, хотя разум знает о разрушительной силе перфекционисткого поведения. Глубокие установки лезут изнутри против воли человека. Значит, чтобы научиться их контролировать, нужно их для начала увидеть и рассмотреть, обратившись к прошлому.Для чего вообще вспоминают прошлое? Не лучше ли смотреть в будущее? Простить и забыть? Зачем вообще заново перетряхивать все обиды, ворошить детство, не лучше ли сосредоточиться на том, чтобы забыть об этом как можно скорее и начать новую жизнь? Разве можно изменить прошлое?

Давайте рассмотрим эти вопросы на примере перфекционизма.
1.  Нельзя начать что-то новое, пока место занято. Пока не выкиньте старый холодильник, новый будет ставить просто некуда. Трудно создать новые установки, пока в голове звучат знакомые и привычные голоса.

2. Мы можем работать с перфекционизмом когнитивными методами: поощрять себя за небольшие достижения, заставлять сдать проект в том виде, в каком он сейчас, не переделывая его и не улучшая бесконечно. Но если мы не работаем с причиной перфекционизма, то все это напоминает лишь приклеивание пластыря. Человек упражнение делает, но ничего не меняется, потому что глубинные установки, причины поведения сидят глубоко внутри, словно доисторические животные на дне океана. Рябь на поверхности их никак не трогает, они все равно там. Если проблема не поверхностная, а имеет корни в детстве, то оттуда и нужно начинать.

3.  Бесконечное вспоминание обид с подругами и правда ни к чему не приводит.
Но когда прошлое рассматривают вместе с терапевтом, происходит называние вещей своими именами, разбор чувств и эмоций, психологическое наведение порядка в душе. Какое-то событие, непонятное чувство пугало человека, вводило в панику, ему не было названия. Это просто кошмар и ужас, который не хотелось даже вспоминать. После структурирования с терапевтом то, что казалось страшным, уже лишь слегла тревожит, то, что было ужасным, обрело название и свое место на полке памяти. Это уже не монстр, гонящийся за человеком, а лишь противная игрушка, стоящая на полочке, на которую смотреть не очень-то приятно, проходишь мимо нее и вздрагиваешь. Уже нет паники и ужаса.

4.  Да, мы не можем изменить прошлое. Но мы можем изменить его влияние на нас сейчас. Но для этого надо понять что там вообще произошло. Когда в детстве есть травма, психика строит множество защит вокруг ее осознания. Потому что больно и опасно. Отсюда все истории невротиков про чудесное детство и самых лучших родителей. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок часто чувствовал себя непонятым, одиноким, оцениваемым и даже нелюбимым.

5. Говорить о прошлом — не значит вспоминать старые обиды или начать обвинять родителей. Это про формулирование своей истории, ее переработку, лучшее понимание причин и истоков. А значит про принятие.

Мы очень часто умом понимаем абсурдность каких-то действий. Но не можем их изменить. Все равно словно на автомате поступаем и думаем так как привыкли. Порой это настолько глубоко, что никакие упражнения и аутотренинги не помогают достичь изменений в долгосрочной перспективе.
Важно разобраться с тем, почему вы стали таким. Что способствовало этому, что сделало вас префекционистом. Только после этого можно пытаться от этого избавиться.