О привязанности.

Наверное, вы слышали или даже сами были в такой ситуации, когда мама уезжает на некоторое время от ребенка и ждет, что когда она вернется, будут радостные объятья и теплая встреча. Но вместо этого она получает отчужденность, ребенок отворачивается от нее, не идет на контакт. И потом требуется время, чтобы это восстановить. Обычно говорят «обиделся». Но это процесс глубже обиды. Был такой психиатр Джон Боулби, он совершил открытие в психологии, разработал теорию привязанности. Боулби изучал реакции детей в больницах при расставании с матерью. 1) Сначала ребенок сопротивляется, протестует и плачет. 2) Затем, впадает в отчаяние, его ничего не увлекает, не интересует, он уходит в себя и ни на что не реагирует. 3) Наступает фаза отчужденности. Со стороны кажется, что ребенку становится лучше, он начинает общаться с медсестрами, будто он свыкся с уходом матери. Но когда та появляется, он холоден с ней, остается апатичным, будто утратил к ней всякий интерес.
Требуется время, чтобы восстановить доверие ребенка и привязанность. После открытий Боулби многие больницы пересмотрели свое отношение к нахождению матерей рядом с маленькими пациентами.
Привязанность между матерью и ребенком похожа на эластичную ленту, которая связывает их обоих. Чем ребенок старше, тем эта лента становится длиннее, растягивается. Если понаблюдать за мамами и их детьми на детской площадке, то ее практически видно: малыш отходит от матери, и в какой-то момент та встает и идет за ним. Или наоборот, он оглядывается и подбегает к ней ближе поняв, что  слишком отдалился. Мать и ребенок связаны очень тесно. Мать нужна не только для того, чтобы кормить и обслуживать. Она дарит любовь. Им обоим плохо друг без друга и им жизненно важна эта любовь.
Дети, у которых сформирована нормальная привязанность очень активны по отношению к миру. Они не боятся его исследовать, у них есть интерес, их интеллектуальное развитие проходит соответственно возрасту.
Мамы балансируют между потребностью ребенка быть рядом и потребностью уходить, чтобы исследовать мир и развиваться. Ведь и всю жизнь оставаться на этом эластичном тросе для ребенка ни к чему.
О том, как уходить, чтобы для ребенка этот опыт был полезен, не нарушал привязанности, а способствовал его психическому росту, я расскажу завтра. И всю неделю мы будем обсуждать темы, связанные с расставанием, сепарацией и привязанностью.