3 вида контейнирования.

От того, как мать будет выстраивать связь с ребенком, будет зависеть контейнирование его эмоций (читайте про контейнирование в предыдущем посте).

Вот какой может быть эта связь (по Биону), другими словами — контейнер матери:

🌱 Гибкая связь.

Мама — надежный контейнер (описывала примеры в посте «Контейнирование»). Ребенок своих чувств не боится, он умеет их переживать, у него не возникает ощущения непереносимости. Он знает, что все эмоции нормальны и потихоньку учится выражать их экологичнее, лучше справляться с последствиями.

🎋 Ригидная (твердая, неподатливая) связь.

👱🏼‍♀️ Мама поощряет ребенка сдерживать эмоции. Мама выглядит холодной, рассудительной и контролирующей. Не одобряются отрицательные эмоции, положительные тоже — не приветствуется слишком бурна радость. «Не смейся много, потом плакать будешь». Чувства скорее заглушаются, приуменьшаются, обесцениваются. «Не велика беда», «Ну да, у всех так». «Подумаешь, дружить с тобой не хочет, наплюй» и пр.

🧒🏼 Ребенок ощущает себя непонятым со своими «неправильными» чувствами. Чем старше он становится, тем меньше он пытается довериться матери. Он знает, что в этот контейнер как вольется, так и выльется. Ребенок перегружен своими чувствами и ответственностью по тому, чтобы контролировать себя. В силу возраста, он этого еще не может, но требования другие. И он очень старается. Он становится рассудительным не по годам, у него могут появиться ритуалы и навязчивости.

👱🏻‍♂️ Вырастая такой ребенок вполне может обзавестись обсессивно-компульсивным расстройством или страдать от компульсивного поведения. Например, переедания или голодания, трудоголизма и потребности постоянно быть занятым, игромании, гонки за достижениями. Ему трудно справляться с сильными чувствами. Он либо выглядит замороженным, словно его ничего не трогает, либо слишком бурно реагирует ни с того ни с сего. Он плохо чувствует себя, не понимает, например, когда пора остановиться, не ощущает усталости или перегруженности, плохой контакт со своими телом.

🥀 Хрупкая связь.

👱🏼‍♀️ Тут 2 ярких образа: 1) Мама очень чувствительная, хрупкая женщина-ребенок. У нее болит голова, желудок, спина и вообще с ней надо поосторожнее. Она тихая, выглядит теплой и эмпатичной порой. 2) Или женщина со слабой нервной системой. Если разойдется, не остановить. Или она может порой бить посуду/ рвать на себе волосы/ пытаться выйти в окно. Оба типа совсем не выносят своих эмоции и эмоций ребенка, пытаются их заглушить, уменьшить, ребенка отвлечь от переживаний. Такая мама в совершенстве владеет техников успокоения (только она не контейнирует эмоции, а преуменьшает их, вытесняет и отвлекает ребенка). «Ну что ты, все хорошо, все в порядке и совсем уже не болит, а вот смотри у меня тут какая штука интересная.. «

Ребенок чувствует, что то, что у него внутри — огромно, опасно и травматично. Это нельзя никому показывать, иначе случиться беда. Но самому-то при этом очень страшно, как носить внутри бомбу. Все воспринимается как трагедия Ему ребенку ни в коме случае нельзя показывать свои проблемы близким, иначе он их травмирует. У него очень много вины за себя. Он очень неуверен в себе, имеет низкую самооценку. Чтобы избавиться от вины (через самонаказание), он становится склонен к бессознательному саморазрушительному поведению. Вырастая, ребенок берет на себя заботу о матери. Он ей не звонит, если что-то случилось, чтобы ее не волновать. «Ведь у нее слабое здоровье». Он чувствует себя довольно одиноко. У него ощущение, что никто его не вынесет, не поймет, что он обречен носить в себе свою опасную уникальность, что другие V люди как на иной планете, нет контакта. Саморазрушительное поведение становится привычкой. Человек наказывает себя всю жизнь разными способами. Вокруг него люди, которые его используют, его жизнь тяжела и наполнена испытаниями. Девизом по жизни становятся: «Я как-нибудь потерплю», «да мне самой ничего не надо» .