Беспомощность в наследство.

Сегодня мы продолжим говорить о Викрате и ее семье. Начало истории в предыдущем посте.

Давайте представим, что мы оказались на машине времени и устремляемся в будущее, в котором Викрата сама выходит замуж и становится мамой крошечной Алимоны.

Уже второй месяц она практически не спит. Сначала были проблемы с молоком, потом с коликами. При этом она продолжает работать как фрилансер.

Викрате очень нужно выспаться. У нее довольно отзывчивый муж, соседка, которая предлагает помочь с ребенком или с уборкой за очень небольшие деньги. Заказчик, который не давит со сроками. И ему вполне можно написать, что тексты будут готовы не завтра, а через 3 дня.

Но Викрате кажется, что все это никак ей не поможет. Соседка не будет заботиться об Алимоне так, как родная мама. Муж и вовсе может неправильно взять ребенка или уронить.

Заказчик и вовсе откажется сотрудничать с ней, если она начнет ему говорить о своих нуждах.

Викрата может повлиять на ситуацию, которая у нее сложилась. Более того, ей это необходимо для того, чтобы не выгореть окончательно, исчерпав остатки ресурса.

Но из самого детства у нее тянется чувство беспомощности. Сколько раз она пыталась помочь матери, но это никогда не удавалось, ведь мамина твердая позиция «вечной жертвы» отвергала любые возможности. Более того, мама в принципе никогда не страдала из-за чего-то конкретного и решаемого. Если холодильник ломался, папа его чинил. Если нужно было купить новое платье, он не ставил ограничений и не требовал отчетов. Мамины претензии всегда были к чему-то неизмеримому конкретикой. Не тот взгляд у папы в ее адрес, неправильные извинения у Викраты, недостаточно внимания или раскаяния у обоих. В какой-то момент Викрата почувствовала бессилие, усталость от ситуации в семье.

Ее замужество стало попыткой бегства от ситуации, в которой не получалось ничего изменить. Вот только беспомощность уже стала частью ее восприятия жизни и основой построения отношений в собственной семье.

Послеродовая депрессия очень часто становится ярким проявлением ранее начавшейся усталости, выгорания и беспомощности. И конечно, мама Викраты в роли бабушки только усугубляет ситуацию. На выписке она вместо поздравлений рассказывала, как сама мучилась, рожая Викрату, и все внимание от молодой мамы сместилось на ее собственную мать. Позже она взялась спасать от Викраты Алимону, следуя своей привычной модели поведения. С ее точки зрения, Викрата неправильно кормила, не занималась развитием ребенка, а муж ее и вовсе был опасен для малышки.

И все это, конечно, только усугубляет чувство беспомощности Викраты. При этом от дочери мама требует благодарности за помощь, за указку, как кормить и развивать. Требует именно того, чем не владеет сама.
И у Викраты происходит искажение понятия «благодарность». Ей кажется, что она действительно неблагодарная дочь и не умеет ценить хорошее отношение, помощь. И это чувство вины также усиливает выгорание.

Детство с эмоционально незрелыми или, как сейчас начали их называть, токсичными родителями, очень часто приводит к потере контакта со всеми своими эмоциями и к беспомощности в зрелом возрасте.