Как отношения взрослых влияют на детей.

Ассоль 6 лет.

Она знает, что грызть ногти нехорошо, но почему-то не может остановиться. Папа вчера сказал, что, если еще раз увидит обглоданные пальцы, заклеит их скотчем. У Ассоль все внутри сжимается от страха и от злости. Она сворачивается калачиком на кровати, натягивает одеяло до макушки, и под одеялом, в темноте, ее пальцы сами тянутся в рот. Она начинает неистово обгрызать те немногие места, за которые еще можно зацепиться зубами, словно наказывая себя. Ей больно, она вырывает кусочки ногтей «до мяса».

Утром они с папой собираются гулять. Это выходной, и гулять они должны были с мамой, но у нее, как обычно, срочные дела за компьютером. Мама вчера купила Ассоль новые перчатки, зеленые, с помпонами. Ассоль надевает их и предвкушает прогулку. И то, как все будут восхищаться ею и ее новыми перчатками. Но тут подходит папа, требует показать ногти на руках, и ожидание удовольствия разбивается вдребезги. Выясняется, что новые перчатки только для девочек, которые не грызут ногти. Вчера такого условия не было. Ассоль набирается мужества и, несмотря на страх перед папой, пытается указать на это, но папа непреклонен. Про перчатки он ей вчера не говорил, да, но он же ей пальцы обещал склеить скотчем, это лучше?
Папе трудно остановиться, он в азарте. Он нашел довод, который Ассоль нечем крыть! Что, будешь слушаться? Или заклеить все-таки пальцы? Нет? Что молчишь? Нечего сказать? Снимай перчатки сейчас же!

Ассоль чувствует беспомощность. Она снимает перчатки и глотает слезы. Но они все равно катятся по щекам и капают на пол. И плечики начинают вздрагивать. И вот уже целая истерика, которая будит в папе злость. Он идет из коридора в кабинет жены и напоминает, что предупреждал, что не надо было покупать дочке пятую пару перчаток, потому что добром это баловство не заканчивается.
На это мама говорит, что она покупает подарки дочери на свои деньги, и будет делать то, что считает нужным. Папа — мужчина в семье, а зарабатывает меньше, но она же его этим не попрекает, сидит и деньги зарабатывает. Вот и ему бы хорошо помолчать. И сейчас он должен успокоить ребенка, потому что ей надо работать в тишине. Мама часто использует болевые точки мужа (указать ему на то, что он мало зарабатывает), чтобы защититься от его нападок. К тому же ей некогда вникать в конфликт. Ей трудно сталкиваться с чувствами дочери. В работу она бежит, чтобы и со своими-то чувствами не встречаться. Не вспоминать про мужа, который казался «перспективным», но ей так и не удалось «сделать из него человека». Хотя он бывает милым и с ребенком помогает больше, чем другие мужья. Ей слишком тяжело в этих внешне благополучных отношениях, и эта задавленная внутри тяжесть истощает
ее, не дает ей ресурса для поддержки собственного ребенка. Папа словно в шорах. Он искренне не понимает, что причиной детской истерики в конкретном случае стали не перчатки, не покупка жены, вопреки его просьбам, а его собственное поведение.
Ассоль грызет ногти потому, что не может победить в этой битвах с отцом никакими логическими доводами. А эти битвы — практически единственная возможная форма общения с ним (с мамой-то вообще общения почти нет). Ассоль кажется, что она просто глупая, и поэтому не может доказать свою
правоту. А иногда — что папа знает лучше, и она не только плохая, но и не способна даже понять всю свою плохость. Она чувствует, что что-то не так с их общением, мучается от тщетности своих попыток защитить себя, от постоянной униженности. И ее самоедство выражается в обкусывании ногтей. Она везде виновата и везде не справилась: она плохая, глупая, она — причина ссор отца и матери.
Почему же папа так ведет себя с дочерью и не может наладить отношения с женой ? Пишите свои версии, а завтра читайте продолжение истории, когда мы
перенесемся на 20 лет назад и увидим со стороны детство папы Ассоль.
! Вся эта ситуация в семье в целом связана с непониманием взрослыми своих чувств. 3а внешней проблемой, когда ребенок грызет ногти, целая система отношений, в которых взрослые не умеют выражать свой гнев друг на друга экологично, перекладывают свое чувство вины на ребенка, не осознают, в какой момент и по какой причине они утратили связь со своими чувствами. Восстановить эту связь ради себя, ради своих отношений с партнером и с детьми можно на моем курсе «Витамин счастья». Это подробное изучение базовых и важных эмоций с большим количеством упражнений, которые учат именно самоанализу. Такой курс не заменяет личную терапию. Но если выполнять все упражнения честно по отношению к себе, курс позволит осознать связи, которые не очевидны на первый взгляд, и управляют вашим поведением и поведением ваших близких так же, как героями этой и многих других историй. И одно это осознание может помочь качественно улучшить жизнь и облегчить ее. Ссылка на описание курса здесь.