Как тревожность мешает любви.

Тревожность — болезнь современности. И она имеет глубокие корни. Она формируется, когда на каком-то из этапов жизни у нас возникают стойкие сомнения в любви или стабильности самого дорого объекта. Эти сомнения укореняются, если негативное воздействие продолжается и уже формируют тревожность.
Но откуда мы знаем, что нас любят? Как ребенок узнает, что он любим?

Важны поступки, да. Но без слов о любви это чувство ставится под сомнение. Представьте, муж/жена все делает для вас, заботится, обнимает целует, но ни разу не сказал/а «люблю тебя». Это было бы странно. Потому что для взрослого человека речь — способ постижения мира.
Все не так для младенца. Он находится на довербальном уровне развития. Он не понимает пока слов, лишь интонации, он даже не очень хорошо видит первое время. Как он может получить ощущение, что нужен, что любим? Только через заботу (удовлетворение его потребностей) и физический контакт. Для младенца это — слова любви.

🌱»Ты слишком часто берешь ребенка на руки», «Приучишь к рукам, потом тяжело таскать будет» — каждая мать хоть раз слышала такие фразы. Но исследования и знания о развитии детей говорят нам обратное — телесный контакт с матерью и удовлетворение не только телесных нужд ребенка (быть сытым, сухим, в тепле), но и эмоциональных (часто дети плачут не только потому что проголодались, а потому что им одиноко) необходимы для формирования безопасной привязанности. Ребенок, которого ограничивают в общении с матерью в первые месяцы жизни, становится капризным, он часто ноет, всего боится, часто болеет. Он становится тревожным.

🌱Грудничка необходимо держать на руках, отзываться на его призывы по любым причинам, много общаться с ним, удовлетворять все его потребности, не оставлять плакать одного. А как не переборщить?

🌱Наверняка, вы сможете привести примеры, где ребенка «испортили» таким подходом. И, возможно, внешне это выглядит именно так. Но если разбираться, то с большой вероятностью мы увидим, что там ситуация другая. Там от «нормальной» заботы о ребенке и его нуждах ситуацию отличает мать с повышенной тревожностью. Такая мать, подбегающая к ребенку раньше того, как он заплакал, способствует большей капризности не за счет того, что она постоянно к нему подходила, держала на руках, а потому что передала ему свои страхи. Малыш становится тревожным за счет них. Забота о нем с ее стороны отличается резкими прикосновениями, негативными эмоциями и напряженностью, часто она смотрит на него обеспокоенно, встревоженно, даже испуганно. Не иногда, а в большинстве случаев. И малыш убеждается в собственной хрупкости и токсичности окружающего мира, опасности. Именно за счет этого он становится тревожным и плаксивым, а не потому, что его обнимали и держали часто на руках. Поэтому так важно работать со своей тревожностью, если она есть.
Чуткая к потребностям ребенка мать уловит тот момент, когда малышу потребуется спуститься с рук, чтобы исследовать мир и не будет препятствовать ему, но возьмет его снова на руки, когда ему потребуется от нее защита и ощущение безопасности и любви. Как это понять? Для каждой пары мать-младенец это СВОЙ путь. Нет одного рецепта. Он лежит через внимание к ребенку, наблюдение за ним, уважение его как отдельной личности. А для этого нужна сепарация взрослого от собственных родителей, решение своих эмоциональных проблем (не всех! только серьезных), адекватная самооценка и уважение к себе и окружающим.