Кто такой «замещающий» ребенок?

Говоря о принятии, важно затронуть тему проекций на детей. Одна из самых сильных проекций — это замещающий ребенок. Она всегда имеет последствия.


Замещающий ребенок — это ребенок родившейся в близком времени после смерти предыдущего. Тогда родители не могут переработать страшное горе, психическая работа не производится и новые надежды устремляются, а точнее обрушиваются на голову новорожденного, нагружая его проекциями и остатками скорби. Для родителей такое событие иногда становится помощником в вытеснении факта смерти первого ребенка. Бессознательно избегая горевания, они иногда даже называют ребенка так же как умершего. Так словно он умер и возродился снова. Два человека сливаются в одного. Еще одними из признаков такого процесса непереработанной травмы и горя является замалчивания о смерти ребенка. Об этом перестают говорить. Иногда родившийся «замещающий» ребенок вообще не в курсе, что до него были брат или сестра.
Если работа горя не завершается, то человек не готов для построения новых отношений. Так была не готова к новому ребенку и отношениям с ним Фелипа — мать известного художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Его брат тоже Сальвадор в возрасте около 3х лет скончался от менингита. Через 9 месяцев и несколько дней родился Сальвадор второй. Мать и бабушка гиперопекают мальчика, позволяя ему очень многое, опасаясь за его здоровье, что приводит к формированию нарциссического характера и многим странностям художника. Смерть брата и его образ преследовал Дали всю жизнь и наложил несомненный отпечаток на его личность. Он много писал об этом в книгах и многие работы посвящены этой теме. Дали всю жизнь искал себя, уходя в миры бессознательного, уходя от реальности, как бы сомневаясь в своем существовании, и это как раз про то, как он пытался отсоединиться бессознательно от личности умершего брата, ведь каждому человеку необходимо быть любимым своими родителями не потому что он похож на кого-то или помогает справиться с утратой кого-то, а самому по себе.
Как разворачивается в его живописи тема замещающего ребенка можно хорошо увидеть по загадочной истории с картиной «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле.» Работа получила название по первым словам молитвы <Angelus Domini», что означает «Ангел Господень». Такая молитва читается католиками три раза в день. На картине (см. карусель) изображены мужчина и женщина в поле, они молятся. На земле стоит корзинка с картофелем. Эта картина висела в школе, куда ходил Сальвадор и завораживала его, он ощущал на ней несоразмерную случаю скорбь. Уже во взрослом возрасте он сделала запрос в администрацию Лувра о рентгенограмме полотна. Ее сделали и результаты были шокирующими и объясняющими то, почему Сальвадора с его историей замещающего ребенка так привлекала картина. Под слоем краски был первоначальный вариант, где на земле стояла не корзина, а гробик с младенцем. Это не молитва за урожай, а похороны ребенка.
На картине Милле спрятано горе. Так и в жизни Сальвадора — спрятано, закрыто горе его родителей в личности самого Сальвадора Дали. Непереработанное горе — это гнев, скорбь, потерянность, страх, беспомощность. Дали пытается справиться с этими сложными чувствами при помощи своего творчества. Вот почему в его работах повторяются образы мужчины и женщины с картины

при помощи своего творчества. Вот почему в его работах повторяются образы мужчины и женщины с картины Милле. Это его способ переработать материнское горе, отделиться от фигуры умершего, найти себя. И как компенсация — грандиозный нарциссизм художника.
(Кстати, Мне недавно задавали вопрос «Как понять, подойдет ли мне психоанализ как вид терапии?» Вот как раз и диагностика. Если вы понимаете связи, о которых я написала сейчас в личной жизни Дали, его творчестве и картине Милле, то точно подойдет )
Я с большим интересом посетила выставку художника, которая еще идет в Москве.