Говорим об отсутствии отца.

Напомню, что даже при физическом отсутствии отца ребенок будет формировать о нем некое представление, отношение к фигуре отца. И каким оно будет, зависит от того, что за образ мужчины у матери. (Поэтому ей важно проработать свое отношение к мужчинам, если брак не удался, например).
Почему бы не придумать чудесную сказку, что папа — капитан дальнего плавания и когда-нибудь вернется? Или про никудышного отца, который только увидев две полоски на тесте испарился, как говорят англичане, в тонком воздухе, сказать, что он на небесах? Всё лучше горькой правды? Если правда слишком уж горькая, которая заставит ребенка почувствовать себя ненужным и брошенным, разве это не оправдывает ложь?Нет. Попробуем пройти между Сциллой лжи и Харибдой жестокой правды.
Я много раз видела ситуации с секретами в семьях. Всегда (подчеркну — всегда!) у ребенка есть невротическое поведение, связанное с замалчиванием. Но родители часто этого не видят, связывают страхи, навязчивости, агрессивность, болезни с чем угодно другим. Но вот ребенку рассказывают тайну простыми словами и симптомы отваливаются словно сухая луковая чешуя.
Дети так устроены, что они все слышат и видят, даже если вам кажется, что это не так, что вы тщательно скрывали. Они все равно догадываются. Но всего не знают. И вот детская безграничная фантазия достраивает неизвестное. Это как детские логические задачки, когда показана лишь половинка картинки и мол, давай, догадайся какая вторая. Младшие дошкольники с легкостью справляются с задачей. Ведь так устроен мозг, видя неполную картину, он сразу включает «архитектора». Заполняет пустоты. Если данных маловато (в отличие от картинки в тесте, с исчезнувшим папой — дело темное), то практически все изображение будет состоять из фантазийных образов. А дальше зависит от воображения. Обычно дети придумывают нечто гораздо страшнее реальности.
Часто реальность такова: папа уходит от мамы, потому что не любит ее, она для него не достаточно важна. Ребенка он знать не хочет, потому что от «этой женщины». Он еще н е у с п е л полюбить его, не захотел пытаться (может, и от страха, кто знает, опыт собственного детства никто не отменял и прочих тараканов). Но то, что воображает ребенок — папа его узнал, понял, что он никудышный ребенок и любви не достоин и п о э т о м у ушел. Чувствуете разницу? Мужчины же никогда не уходят, потому что не сложились отношения с ребенком. Часто они просто не успели сложиться или с женщиной настолько все тяжело, что общение с ребенком невозможно в его реальности. Я не оправдываю подобные без сомнения инфантильные поступки, просто пытаюсь показать принципиальную разницу между фантазиями ребенка и реальностью. ⠀
Поэтому, когда меня спрашивают, что сказать, говорю «правду», но следуя следующим принципам. А каким, узнаете в следующем посте.
А пока пишите свои варианты: что ответить ребенку на вопрос «где мой папа и почему его нет?»