Разум и чувства.

Существуют стереотипы: действовать на основе разума — это правильно, а дать волю чувствам значит распуститься, перестать себя контролировать. Или про то, что чувства и эмоции — это нечто магически-эзотерическое, не подлежащее объяснению.
А что если я вам скажу, что этот выбор иллюзия? Что нет разницы межу разумом и эмоциями?

Недавно я слушала лекцию Юваля Ноя Харари, израильского профессора, автора международного бестселлера «Sapiens: Краткая история человечества». Он говорит о том, что все животные, включая человека имеют чувства, как биохимические алгоритмы, основанные на расчете вероятностей. Он говорит что нет никакого противостояния между мозгом и чувствами. Эмоции тоже являются расчетом, просто это настолько быстрый расчет, что мы не успеваем его отследить сознанием. Чтобы проиллюстрировать это, он приводит пример про бабуина, который видит банановое дерево, неподалеку от которого лежит лев. Ему нужно принять решение: рискнуть ли жизнью ради бананов. Он просчитывает различные вероятности: какова вероятность того, что не поев, он умрет от голода или насколько вероятно, что если он побежит за бананами и станет жертвой льва. Для этого ему нужно проанализировать всю информацию: о количестве и размере бананов, о льве, дальности его нахождения, его состоянии, данные о самом себе, насколько он голоден и как быстро может бегать и пр. Бабуин не достает калькулятор и не начинает рассчитывать. Весь его организм: органы чувств, мозг — и есть калькулятор. Все это он оценивает за доли секунды. Но ответ он не получает в виде числа. Ответом будет вероятность, выраженная чувством. Страх (если при подсчете оказалось, что вероятность быть съеденным больше вероятности добыть бананы), храбрость — если ситуация обратная. Или другие эмоции.

Таким образом, чувства — это биохимический расчет. И точно такой же расчет, в итоге которого мы получаем эмоцию, характерен и для человека, принимающего якобы эмоциональное решение, за кого голосовать, на ком жениться или что съесть на завтрак.

Выходит, что если мы умеем понимать себя, слышать себя, то мы позволяем себе прислушаться к голосу нашего внутреннего точнейшего калькулятора.

В каждом человеке и «Фрида и Эйнштейн» — заодно, они сотрудничают, работают на общее дело — расчет вероятностей для принятия решений. А мы воображаем, что они антагонисты, противоположности — разум и чувство.