Про няню и маму-психолога.

Была у меня няня.  Женщина из российской глубинки, но с образованием педагога. У нее были большие руки, короткая стрижка с челкой, которая лезла  в глаза, два золотых зуба и педагогический стаж.
Женщина она была не глупая, а по-житейски очень даже сообразительная, но далекая от современных психологических воззрений. Я пыталась отучить ее говорить «штАники», а она меня — «когнитивный диссонанс» в повседневной беседе. Почти весь день я находилась дома, к моему счастью и к неудовольствию моей няни. Потому что мама дома — это катастрофа, а мама-психолог-неофит-детской психологии — это стихийное бедствие. Надо ли говорить, что на все праздники моя няня получала подарки в виде литературы по воспитанию детей? Книга — ведь лучший подарок! Да еще и психологическая! — искренне полагала я. Воспринимала ли няня мои подарки как попытку контролировать ее досуг, или просто строила из них вечерами башенку, не известно, но ясно одно — она их и не думала читать. Новый год проходил для нее под девизом «Пополнить свою библиотеку». Вместо Martini Asti — «Воспитываем ребенка. Как?», коробку конфет заменял томик «Как говорить, чтобы дети слушали…» Няня сверкала золотым зубом, благодарила и про себя желала мне получить от мужа на 8 марта сковородку, и может даже пыталась ему эту мысль внушить, ведь однажды я поплатилась за фабер-мазлишев и гиппенрейтеров (но это уже другая история). Так вот, поняв, что книги не в силах поменять годами накопленного опыта, я подарила няне парфюмерный набор и приступила к обучению вживую. Только это было еще хуже, потому что когда я говорила, няня впадала в ступор. И, если я ее участливо спрашивала, не боится ли она меня, она пугалась еще больше. В итоге я перестала объяснять причины моих просьб, и просто говорила: «Пожалуйста, не докармливайте Амелию, и просто считайте это моим заскоком». На том и порешили.
И вот задалась я целью сделать свою малышню внимательной. У нее еще нет зубов, но внимание-то быть должно! Так, хорошо, что у нас по списку? Нельзя отвлекать ребенка от игры и навязывать ему свой способ. Вхожу в комнату. Типа я книжку ищу нужную. Няня с Амелией на ковре. Амелия сосет палец, няня проявляет чудеса акробатики, старательно контролирует речь и объясняет ей устройство резинового кубика. Дочь ничего не понимает, потому что объяснение начато с середины (похоже, ровно тогда, когда я вошла в комнату), а еще потому что ей нет года, она просто хочет кубик погрызть. Я закатываю глаза к небу, няня опускает их в пол.
И я решаю, пора действовать. Но нельзя обидеть няню или напугать, а то убежит, и я сама должна буду ползать по полу. Тогда уже Я начну грызть резиновые кубики. — Оля (пусть будет Оля), я хочу с вами поговорить.
Все. Это фатальная ошибка. Няня парализована. Дальше я могу с таким же успехом разговаривать с дочкиной деревянной лягушкой. — Я хочу вас попросить немного по-другому себя вести с Амелией. Она растет и у нее новые потребности… (Все! Взгляд стеклянный. Она впадет в кому, если я продолжу в таком духе. А ей еще на прогулку идти. Я не пойду, там -10). Кхе-кхе… В общем могли бы вы просто сидеть рядом и не вмешиваться в ее игру, если она чем-то занята.
Глаза у няни округляются.
— Просто сидеть и ничего не делать?
— Ну да.
— И ничего не говорить?
— Ничего. Просто сидите.
— Наташа, но ведь вы подумаете, что я не работаю!
— Нет, я так не подумаю. Это такая у вас работа будет, просто наблюдать. Это очень важно, чтобы тренировалось внимание, чтобы она училась играть одна.
Наверняка, в этот момент у няни наступает  тот самый когнитивный диссонанс: Она должна научить ребенка обходиться без нее, без няни. Ловлю ее на полумысли:
— Вам же самой легче будет. — Как-то странно это. Я думала, я должна играть с ребенком. — Не сдается няня.
— Все время не надо играть. Когда она играет одна, просто не отвлекайте.
В ее глазах паника. Прибегаю к последнему аргументу:
—  Ну вы просто считайте, что это мой очередной заскок.
С тех пор она частенько сидит молча на диване, наблюдая за играющей Амелией.
Однажды приезжает  муж с работы, заходит в комнату и видит эту картину маслом. На полу Амелия листает картонную книжку, на диване сидит няня и смотрит в одну точку. Я занимаюсь своими делами со спокойным видом. — Наташ, что-то случилось между вами? — шепчет мне муж. — Нет, все в порядке. — Но няня… Она… С ней все хорошо?
— Ну да.
— Может она спит с открытыми глазами? — Нет, она развивает внимание Ами. — Ты уверена, что она ее не гипнотизирует? — Да нет же, все в порядке. — говорю я встревоженным голосом и с подозрением смотрю на няню