Гнев на маму.

Эльвика очень любит своего сына Алатора. Мальчик очень развитый, смышленый, активный. С рождения тянется к ней, реагирует на ее улыбку. Комочек любви и счастья. Вот он уже радостно лопочет, когда она подходит к его кроватке. Показывает ей игрушки. Бежит к ней со всех ног. Обнимает. Это всё невероятная отдача от материнства, которая перекрывает усталость, недосып, снижение доходов в семье, а как следствие – необходимость ущемлять себя в каких-то маленьких радостях.

Отношения с мужем у Эли, конечно, не идеальны, но она уверена, что это временно. И в целом все у них благополучно. Алатору уже почти 3, скоро можно будет отдать его в садик и выйти на работу. И вдруг как гром среди ясного неба – Алатор требует мороженое, до ужина. А папа запрещает. И Эля тоже против. Сладкое перебивает аппетит, она же это уже объясняла.
Алатор подходит к ней и бьет изо всех своих силенок по ее животу. И начинает орать, что он хочет мороженое прямо сейчас! Немедленно!
Эля в шоке и растерянности. А муж из кухни кричит, что это она его избаловала – и пусть наслаждается теперь тем, в какое чудовище превратился ее сыночек.

Эльвика не в силах после этого общаться с сыном, как ни в чем ни бывало. Что за вспышка немотивированной агрессии? Алатору она говорит, что так общаться с родной мамой плохо, очень плохо! Мама его любит, а он ведет себя зло, жестоко!
— Объясни, почему ты так поступил, — требует мама – за что ты меня ударил? За мороженое? Я же столько для тебя делаю! Разве так можно?
Алатору очень стыдно, он давит слезы и не находит слов.
Эля вспоминает, что кто-то говорил ей, что у детей бывают проблемы с контролем над эмоциями, и решает, что сына надо отвести к неврологу и к психологу. И, как и многие родители, которые приводят к психологу детей, с удивлением узнает, что к психологу надо идти ей и мужу. Почему?

В отличии от почти трехлетнего Алатора, у детского психолога находятся слова объяснения.
Он долго обсуждает с Элей ее завышенные ожидания от ребенка почти 3 лет.
Рассказывает, что за вспышкой гнева тянется долгая история недовольства и непонимания. Ребенок просит поиграть, а папа говорит «не сейчас». Он рассказывает об обиде на площадке, а мама объясняет, что надо потерпеть. Гневливость ребенка может быть связана с гиперконтролем. Эля очень волнуется за любимого сына — и дома у них одни запреты. Нельзя бегать, брать ножницы, залезать на шведскую стенку, купленную «на вырост». Ничего интересного нельзя, одни сплошные правила. В итоге любая мелочь может спровоцировать истерику, не соразмерную с поводом, но сопоставимую с размером накопившейся неудовлетворенности.
Эльвике совсем не нравится ответ психолога. Получается, ребенок, которого она любит, может руку на нее поднимать из-за любого пустяка? А как же уважение к матери? Он же должен ее любить в конце концов, а на любимого человека руку не поднимают! Эле тяжело принять амбивалентность чувств. То, что любовь к человеку может соседствовать с гневом на него в каких-то ситуациях Даже если человек очень близкий. Особенно, если близкий. И что ей, как маме, важно не запретить сыну «плохое чувство», а научить выражать гнев без насилия.
Но Эля предпочитает закупорить этот гнев, запретить его сыну, чтобы не чувствовать себя нелюбимой. И она ищет другого детского психолога. И третьего. И перебирает несколько неврологов, пока не находит того, кто соглашается с ней — и признает, что у мальчика повышенная возбудимость, и что ему нужен более жесткий режим дня, диета, витамины. Эля выросла в семье, в которой папа не был эмпатичным человеком. И его зачастую немотивированный гнев был частью этой нелюбви, как и его равнодушие. Она злилась на папу за его
злость. А теперь злится в ответ на злость ребенка. Но не может признать этого -иначе получится, что и она может одновременно и любить, и злиться, а она уверена, что это невозможно.
Алатор растет с запретом на гнев и с чувством вины перед матерью. С пониманием, что он какой-то «не такой» и не умеет любить. И, возможно, его девушке и дочери придется столкнуться с тем гневом, который в нем подавили в детстве.
? Сталкивались с агрессией детей в свой адрес? Как реагировали ?
Всех, кого учили, что злость — это плохое чувство, всех, кто не умеет говорить о своем гневе и выражает его только тогда, когда доходит до предела -криками, скандалами, ругательствами — я приглашаю приобрести тариф «Поли витамин» моего курса «Витамин счастья». «Поливитамин» — это урок про гнев, в нем 12 блоков с видео, конспектами, раздатками и тестами. А главное — много упражнений на самоанализ, по которым наша команда кураторов дает обратную связь. Ссылка на курс — у меня в профиле. Тариф с уроком про гнев называется «Поливитамин».